Почему формулы допроверочного анализа должны быть усовершенствованы

preview

16–17 апреля Межрегиональная государственная инспекция по крупным налогоплательщикам разослала уведомление по результатам допроверочного анализа о доначислении налога на прибыль за 2022 год. Уведомление по расхождениям основано на формуле U = (P – Q – R – S – T) или J = E – F – G – H – I – J.

Налогоплательщики высказали мнение, что формулы ошибочные, не учитывают многие детали. По просьбе buxgalter.uz ситуацию прокомментировала  налоговый консультант, директор ОНК «Tax Consensus» Иродахон АББОСХОНОВА:

 

Чтобы не пропускать разъяснения специалистов, подпишитесь на наш телеграм-канал.

 

– Не углубляясь в детальный разбор этих формул, отметим самый простой пример ошибочности таких формул:

налогоплательщик может реализовать основное средство с убытком или передать такой актив безвозмездно другому лицу. В этом случае убытки от такого выбытия отражаются в составе «расходов», а формула не учитывает данную ситуации и определяет такое выбытие, как расхождение в сумме расходов и «доначисляет» налог на прибыль. Хуже, когда на основе «ошибочной» формулы назначается камеральная проверка, а это уже неэффективная система расходования бюджетных ресурсов на содержание такой системы контроля. 

Формулы U=(P-Q-R-S-T) или J=E-F-G-H-I-J лишь один пример проблем допроверочного анализа, решение которых требует системного подхода.

 

Как повысить эффективность допроверочного анализа

Цифровизация экономических сделок – это путь, во-первых, неизбежный, во-вторых, позволяющий оставлять «цифровой» след и способствующий выстраиванию более реальной и прозрачной экономики.

Цифровизация – процесс нелегкий и на самом деле многие налогоплательщики с пониманием относятся к возникающим сложностям. Вместе с тем профессиональное сообщество, ежедневно контактирующее с системой налоговой цифровизации, помимо положительных факторов сталкивается с проблемой, которая на протяжении последних 2 лет не устраняется налоговым органом. Эта проблема связана с некоторыми формулами, на основе которых проводится предпроверочный анализ.

На основе ошибочных формул по определению общей суммы расходов система предпроверочного анализа сопоставляет различные данные налогоплательщика и «выявляет» сумму налога на прибыль, подлежащую к доплате в бюджет. Налогоплательщик обосновывает несостоятельность формулы расчета и уведомляет об этом налоговый орган, который принимает обоснование. Но через некоторое время процедура повторяется вновь, так как формула в системе предпроверочного анализа не исправлена.

В чем проблема?  Если коротко, то Налоговый комитет разработал формулы, с ее несовершенством сталкиваются подведомственные структуры, которые не могут (либо не мотивированы) довести до Налогового комитета информацию об ошибках. Далее, даже если Налоговый комитет узнает об ошибках, он на них не реагирует.

Что сделать для улучшения ситуации? Знать – не значит понимать. Вероятно, у Налогового комитета есть основания по ограничению доступа к системе предпроверочного анализа, и, полагаю, они обоснованные.

Но Налоговый комитет вполне может создать «коллегиальный орган» из числа сотрудников Налогового комитета, который на ежеквартальной основе будет анализировать возникающие жалобы по озвученной тематике и принимать решения по их устранению, а в случае невозможности их устранения приостанавливать их действие. Я уверена, что это позволит:

  • не растрачивать ресурсы налогоплательщиков и налоговых органов впустую;
  • улучшить положительный имидж восприятия работы налоговых органов, так как неисправление ошибок в формулах на протяжении нескольких лет приводит к возрастанию негатива по отношению к налоговым органам.

Напомню, что представители Налогового комитета на своей страничке в Foyda solig‘i – YouTube (см. 1:27:00, https://t.me/soliqnews/12646) отметили, что за 2023 год автокамерал будет осуществляться только после тестирования всех формул и устранения всех ошибок.

 

Подготовил Олег ГАЕВОЙ